После года психические сферы ребёнка развиваются медленнее. Нормальные дети становятся подвижные, шаги все более уверенные, часто улыбаются, смеются, нравится общаться с взрослыми. Действия ребенка становятся более ловкими. В этом возрасте им нужны развивающие игры для детей, например: складывание пирамидок, кубиков, матрёшек, досок с вкладышами различной формы.
Чтобы у ребёнка не остались примитивные действия с игрушками, необходимо его направлять в играх: показывать, как пользоваться лопаткой, молоточком, совочком и другими предметами.
В этом возрасте у ребёнка хорошо развивается память. Он запоминает предметы, явления. Формируются бытовые навыки, самостоятельность. Ребёнок сам подставляет ручки под струю воды, снимает колготки, собираясь кушать, сам садится на стульчик, пользуется ложечкой. Не нужно препятствовать его самостоятельности, не следует за него делать то, что он может сам.
С этого возраста необходимо приучать малыша к порядку: пусть сам соберёт игрушки, поможет сложить одежду, навести порядок в доме. Дети во всём стараются повторять действия взрослых, поэтому необходимо присмотреться к себе.
Как только ребёнок сам начал ходить, внимательно посмотрите, чтоб на его пути и в доступных ему местах не было опасных для него предметов. Не нужно целыми днями ходить за ним и запрещать брать то, что можете вы убрать заранее, так как ребёнок может вырасти нервным.
Ребёнок начинает осваивать речь, обогащается мимика и жесты. Одним словом, или жестом малыш подразумевает целую фразу. Очень часто родители угадывают его желания жестам и фразам, но после полутора лет нужно давать ребенку полностью высказывать свои желания, слова произносить целиком. До полутора лет у детей развивается функция понимания речи, а дальше, к двум годам, — словарный запас и активная речь.
В этом возрасте ребёнок, подражает взрослым. Начинает «причёсываться», «читать» газету, «наряжаться» и прочее. Малыш может заинтересоваться действиями других детей.
Но всё равно ребёнок нуждается во внимании и общении с взрослыми. Его развитие, активность, эмоциональное состояние напрямую связано со вниманием взрослых: часто ли они с ним играют, разговаривают.