Работающие на многочисленных фабриках и заводах китаянки должны постоянно выдерживать жесткую конкуренцию, чтобы не лишиться места. Все большее количество женщин ради этого ложатся под скальпель пластических хирургов.
Уже известно, что приятный внешний вид и моложавость повышаю конкурентоспособность человека. И многие люди, которые мечтают продвинуться по служебной лестнице, идут в клиники красоты. Правда, раньше это касалось менеджеров среднего и высшего звена, то есть преимущественно тех людей, которые занимаются офисной работой. Но в Китае даже на заводах и фабриках теперь требуется эффектно выглядеть.
Все большее количество китаянок за 30 идут на пластические операции, чтобы удержаться в конкурентной борьбе с теми, кому за 20, и кто выглядит значительно моложе. В Китае с некоторых пор появилось словосочетание «ненужная женщина», которым называют тех, кто перешагнул через 27-летие, не заведя семью и не родив детей. Отметим, что это обидное для женщин прозвище пришло от представителей правящей коммунистической партии, которые таким образом призывают китаянок вступать в браки пораньше, а не строить карьеру по примеру западных женщин. Тем более что представительниц слабого пола в Китае очень не хватает.
Антрополог Вень Хуа полагает, что китаянки испытывают больше комплексов по поводу своей работы и острее переживают тревогу, чем мужчины. Женщины уверены, что их главным капиталом является красота, поэтому-то они и выкладывают деньги за пластические операции. «Косметическая хирургия стала формой потребительского выбора, — говорит Вень. — Это одно из отражений перехода страны из эпохи коммунизма в эпоху потребительства, но с чисто китайскими особенностями».