Помните этот мультфильм? Бедная бабушка! как ни старалась, а в ответ только одни «Не хочу!», «Не буду!». Вот он, детский негативизм, во всей своей красе. Явление неприятное, но неизбежное и, как ни странно, необходимое. «Нехочуха» не просто так капризничает, нет, не от любви к искусству выматывает родителям нервы, таким образом он отстаивает свое право на самостоятельность. И, не смотря на то, что негативизм часто относят к составляющим кризиса у трехлеток, на самом деле начинается все гораздо раньше. Месяцев в восемнадцать. И так лет до трех. А с четырех до шести – все сначала. Сроки, как всегда, могут варьироваться – все очень индивидуально.
Негативизм часто напоминает игру. Такое демонстративное, но осторожное прощупывание, определение границ дозволенного и длительности родительского терпения. Это неприятно, может раздражать, но это вариант нормального поведения. Ребенок прокладывает дорожку к самостоятельности. Так дайте ее ему! И это не означает потакать или баловать, а, скорее, отсылает к третьему закону Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Уменьшаем силу давления на ребенка и получаем в ответ не такое сильное сопротивление.
Если вопрос непринципиальный, не настаивайте, пусть делает, что и как хочет. Если есть необходимость настоять, то без акцента на отказе ребенка, спокойно и твердо. Например, если малыш не хочет носить школьную форму, то вам стоит спокойно объяснить ему, что это необходимость, это правило.
Когда же своеволие и упрямство выжигаются, так сказать, каленым железом, негативизм может приобрести болезненную форму: протест всегда и во всем, не смотря ни на что и даже «назло кондуктору». В этом случае речь о самостоятельности уже не идет, это просто сигнал, крик о психологическом неблагополучии.
Самостоятельность самостоятельностью, а необходимо:
- занять четкую позицию по определению границ дозволенного, что можно, а что нельзя. Обязательно с объяснениями и предложением альтернативных вариантов;
- быть последовательными в своих действиях и запретах. Не стоит провоцировать ребенка на манипуляции – дети в этом большие специалисты;
- обеспечить ребенку ощущение стабильности и предсказуемости его повседневной жизни, т.е. режим дня.
- И хвалите, поощряйте за самые крошечные, но важные успехи. Просто любите.
Автор: Сергей Гришко