Закончились четыре года обучения в начальной школе, и ребенку предстоит новое испытание – переход в среднее звено. В данной статье будут рассмотрены основные психологические особенности адаптации пятиклассника.
Перейдя в пятый класс, ребенок чувствует себя повзрослевшим, но при этом ему предстоит усвоить новые требования. Необходимо привыкнуть к тому, что теперь у него много учителей и разные требования. Некоторые пятиклассники легко и быстро принимают новые правила, а часть – испытывает трудности, становятся робкими и нерешительными. Такие дети часто испытывают тревогу, вследствие чего у них может снижаться внимательность и работоспособность. Ведь успешность адаптации в среднем звене часто зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от коммуникативных навыков ученика.
Часто дети, привыкнув к одному учителю и единым требованиям, пугаются новых требований, неудачи воспринимают как личную трагедию. В то же время родители, для которых полученные ребенком оценки настолько важны, что своими действиями они начинают еще больше усиливать эти страхи.
Нужно помнить, что у пятиклассника теперь много учителей и у каждого свой стиль преподавания. Некоторые ребята боятся переспросить или повторить, если не успели записать. Это может послужить причиной снижения успеваемости. Нельзя сразу ругать и наказывать ребенка. Прежде всего необходимо разобраться в причинах неудач. Как правило, дети, боясь наказания, начинают жаловаться на учителя и родители в панике бегут сразу жаловать администрации. Сначала нужно поговорить с классным руководителем и учителем-предметником. Узнайте подробно о его требованиях, и как выполняет их ребенок. Часто после такой беседы выясняется, что ребенок просто был невнимателен, сильно волновался, был неуверен в себе. Возможно, понадобится психологическая консультация подростков. Со стороны родителей тоже необходимо проделать определенную работу. Как уже говорилось выше, не ругайте за неудачи. Скажите ребенку, что в этот раз он лучше подготовится и исправит плохую оценку.
Для младшего школьника на первом месте стоит мнение взрослых, тогда как для подростка очень важно мнение сверстников. Это обязательно учитывают и классный руководитель, и психологи, которые внимательно отслеживают атмосферу в классном коллективе.
В заключение хочется сказать, что переход из младшего звена в среднее сложный период. И в зависимости от того, как ребенок его преодолеет, будет зависеть его обучение до 11 класса. Поэтому целью педагогического коллектива и родителей должна быть совместная помощь ребятам.
Автор: Сергей Гришко