В историю нашей живописи Василии Григорьевич Перов вошёл как художник реалист, сказавший веское и правдивое слово о том страшном и горьком, что он наблюдал в окружающей его российской действительности. Да и самому ему не понаслышке знакомы были горе и нужда.
Родной город художника Тобольск. Приехав из Тобольска в Москву и поступив в Училище живописи, ваяния и зодчества, будущий великий художник жил впроголодь, и лишь помощь друзей помогла ему закончить училище. Напряжённая работа подорвала здоровье Перова. Однако сделать он успел немало, в том числе и как один из учредителей знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. И далеко не все его картины горьки — достаточно вспомнить знаменитых «Охотников на привале». Один из героев картины увлечённо рассказывает двум другим какую-то «охотничью историю», полную, как водится, небывалых преувеличений…
А вот другие полотна Перова трагичны, например, »Чаепитие в Мытищах», где запечатлён солдат с Георгиевским крестом на шинели, просящий милостыню. Картина написана через не сколько лет после Крымской войны — очевидно, именно там солдат получил высшую солдатскую награду, потерял ногу и стал никому не нужным попрошайкой… Печальна и картина, которую вы видите на 2-й странице об ложки. Её полное названия — «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Изнемогающие крестьянские дети, отданные на «обучение» в город и «впряжённые» подобно тройке лошадей, в сани с огромной бочкой воды, вот уже второй век вызывают сострадание у зрителей.
Автор: Сергей Гришко